Автор: Миллер Александра
Тайвань – остров в 180 километрах от Китая, который Пекин квалифицирует как свою территорию, тогда как местные власти абсолютно не согласны с данным утверждением. Одной из главных тем для обсуждения в международной политике и экономике является эскалации напряженности вокруг Тайбэя. Положение обострилось после августа 2022-го года, когда с официальным визитом пожаловала спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси. Разумеется, мировое сообщество не может игнорировать сложные китайско-американские отношения, ведь никто не знает наверняка, как будут они развиваться в дальнейшем.
Потенциальные даты
На фоне спецоперации на Украине особое внимание сегодня уделяется соперничеству между Поднебесной и Соединенными Штатами за Тайвань. Некоторые эксперты, к примеру, политолог-американист Малек Дудаков, считают, что присутствует риск возникновения широкомасштабного вооруженного конфликта.
«Первая развилка произойдет уже в начале 2024 года, когда на Тайване пройдут свои выборы. Именно тогда у Пекина появится возможность помочь прокитайским силам в лице Гоминьдана прийти к власти и начать быструю интеграцию острова мирным путем. Если же это не получится, то борьба США и Китая за Тайвань вполне может дойти и до конфликта – с непредсказуемыми последствиями и реальной угрозой начала третьей мировой войны», – написал Дудаков в своем Telegram-канале.
В Вашингтоне, говорит американист, допускают начало конфликта только к 2025 году, уже после президентской гонки в стране и вследствие нарастающей турбулентности в политике. Ко всему прочему, сегодня Пентагон старается «насытить» оружием Тайвань и Японию (делавшую ставку на экономическую силу, но из-за постоянной нестабильности на Корейском полуострове и неоднозначной ситуации вокруг Тайваня перешедшую к наращиванию военной мощи), а на исполнение контрактов американцам требуется минимум еще пару лет.
Тайваньские власти отодвигают дату и предполагают, что конфликт может взять свое начало в 2027-м.
Какие могут быть последствия?
Хотя Китай воспринимается в качестве главной «мировой фабрики», на самом деле производства многих товаров уже давно перенесены в иные страны региона – Тайвань, Бангладеш и Камбоджу. В случае конфликта с Пекином может быть нарушено не менее 40% международной торговли. В пример приведем тайваньскую TSMC, на которую приходится 52% мирового рынка микросхем. Конечно, производственными мощностями обладают и другие компании: южнокорейский Samsung, японская Toshiba, американский Intel и китайская SMIC. Однако их возможностей не хватит, чтобы заменить ни TSMC, ни MediaTek (тоже родом из Тайваня).
Спецоперация на Украине наглядно показала, как от конфликтов могут страдать и крупнейшие производители, и жизнь обычных граждан. Свою значимость Тайбэй продемонстрировал миру еще во время пандемии, когда резко вырос спрос на вычислительную технику и медицинское оборудование, а для их производства требуются микросхемы из полупроводников.
Тем не менее, дело заключается не только в торговле. Минувший 2022-й год доказал мировому сообществу: каждая страна стремится повысить свою репутацию и влияние на международной арене. Непростые отношения между сверхдержавами могут сулить лишь одни неприятности, и поэтому человечество пристально наблюдает за их развитием в надежде деэскалации конфликтной ситуации.
Тайваньский вопрос чрезвычайно важен для Соединенных Штатов: им не хочется потерять контроль над островом, выступающим очередным союзником-демократом. Но основная мишень – это Китай. США даже с Филиппинами углубляет сотрудничество в сфере обороны и безопасности ввиду якобы провокационных действий китайцев.
По идее, позицию американцев должны поддержать и европейские страны по аналогии с украинским кризисом. Тут есть риск новых междоусобиц, ведь президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Европе не нужно втягиваться в столкновение между США и Поднебесной, тогда как глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, напротив, выступил за активное участие. Издание Politico написало, что возможная угроза вторжения Китая на остров оказалась помехой единству стран G7 на саммите в Хиросиме. И проблема все в том же: американцы и японцы хотят объединиться против КНР, а некоторые члены G7 не воспринимают исходящую «угрозу» приоритетной. Впрочем, Поднебесная никак не скрывает своего намерения решительно пресекать попытки Тайбэя отделиться.