Уже в марте у Государственной Думы в планах принять проект закона, который обяжет онлайн-сервисы отправлять уведомления своим клиентам о том, что с них взымается плата за подписки. Идею внесли в нижнюю палату все пять фракций еще в июле минувшего года. Но, вопреки положительному заключению от кабмина, не была рассмотрена. По словам авторов проекта, документ пока активно дорабатывают. Представители бизнеса к инициативе, напротив, отнеслись с критикой, пишут «Известия».
Данный законопроект касается тех ситуаций, когда россиянин приобретает товар или услуг, сохраняя при этом в сервисе сведения о своей банковской карте. Именно с нее без уведомления владельца списываются деньги, в частности, за продление срока пользования сервисом. Из пояснительной записки следует: пользователи впоследствии сталкиваются с рядом трудностей. Например, проблематично отследить снятие средств, отменить платные подписки. Кроме того, бывает так, что в одностороннем порядке продавцы меняют условия, не уведомляя об этом потребителя, платные подписки продлеваются автоматически и за подписку списываются средства, также без получения какого-либо предварительного подтверждения.
По словам Антона Немкина, являющегося депутатом ГД и одним из авторов документа, сейчас ведется работа над итоговой версией законопроекта, чтобы в конце она оказалась полезной для людей и безвредной для отечественных компаний, которые теперь страшатся оттока пользователей. Для более эффективной проработки предложенных уточнений со стороны бизнес-сообщества решили сформировать рабочую группу. В ней активно участвуют представители из интернет-магазина Ozon, «Яндекса», Банка РФ, Роспотребнадзора, Медиа-коммуникационного союза, ассоциации «Интернет-видео» и иных компаний.
Как отметил депутат, главная цель заключается в том, чтобы искоренить случаи, когда люди оказываются в уязвимом состоянии и платят за услуги, к которым в результате не прибегают. А такой задачи, как навредить предпринимателям, стремящимся обеспечить надежный сервис, нет.
Центробанк поддержал механизмы управления, предлагаемые законопроектом. «Яндекс» от комментариев решил воздержаться. Впрочем, как утверждает источник газеты на рынке, по текущей редакции проект противоречит изначально заявленной цели – защитить клиентов от недобросовестной работы сервисов. По мнению Олега Павлова, занимающего пост главы «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ), бизнес относится к идее столь критически лишь потому, что после его принятия уменьшится прибыль, которую можно было бы получать в том же размере, если ситуация не изменилась бы.