Недавно опубликовали новые сведения о побочных эффектах после использования вакцин против коронавируса. Были исследованы мРНК-вакцины от таких компаний, как BioNTech, Pfizer и Moderna. Без внимания не осталась и векторная вакцина Vaxzevria от AstraZeneca. Изучить пришлось 99 млн случаев в 8 разных странах: Соединенных Штатах, Канаде, Австралии, Дании, Великобритании, Франции, Новой Зеландии и Аргентине, передает «Комсомольская правда».
Букет нежелательных побочных эффектов оказался достаточно разнообразным. Сред них – воспаление мышечной сердечной оболочки или миокардит. В исследовании обозначили, что он характерен в значительной степени для мРНК-вакцин. Если говорить про векторную «Вакзеврию», то после нее фиксировали втрое больше случаев возникновения тромбоза церебральных венозных синусов (так называется тип тромбов, расположенных в головном мозге).
Кроме того, характерными для векторной вакцины исследователи назвали потенциальные риски поперечного миелита (то есть мог воспалиться спинной мозг). Острый рассеянный энцефаломиелит появлялся после использования как векторной вакцины, так и МРНК-вакцин. Также был отмечен статистически значимый рост числа случаев синдрома Гийена-Барре. При данном неврологическом расстройстве иммунная система по ошибке наносит удар по периферической нервной системе. Наличие синдрома удавалось констатировать в течение 42 дней после того, как была сделана первоначальная прививка «Вакзеврия». Важно уточнить, что после применения мРНК-вакцин подобного не наблюдалось.
Разумеется, все вышесказанное может заставить человека задуматься: неужели он рисковал зазря, решившись привиться? Николай Крючков, будучи иммунологом, кандидатом медицинских наук и генеральным директором контрактно-исследовательской компании, пояснил, почему же это не так.
Во-первых, ни для кого не секрет, что после прививок происходят различные «побочки». Однако случаев, когда перечисленные выше последствия настигали вакцинированного, в действительности не так уж много. Эта цифра особенно меркнет на фоне количества привившихся людей по всему миру. По словам эксперта, побочка встречается у 1-3 человек из десятка миллионов вакцинированных, в связи с чем таких относят к классификации либо «редких» событий, либо «очень редких».
Во-вторых, исследователи сопоставляли состояние после вакцинации при использовании разных вакцин и данные до начала пандемии коронавируса. Но как много людей, привившихся, но не заразившихся COVID-19? Конечно, счастливчики найдутся, однако многие все-таки столкнулись с вирусом. Именно в этом и заключается все дело. Иммунолог привел следующие данные: риски наступления синдрома Гийена-Барре и рассеянного энцефаломиелита у тех, кто перенес коронавирус, в 617 раз выше, чем риски тех, кто привился. Если присмотреться к кардиологическим рискам, то там тоже имеется существенная разница. Все это говорит исключительно в пользу вакцинации.
Что можно сказать про последствия от «Спутника»? Добавим, что отечественная векторная вакцина похожа по своему типу на «Вакзеврию» от AstraZeneca.
Как утверждает Крючков, сведений по «Спутнику» по итогам научной работы почти нет, хотя она крайне активно использовалась в Аргентине (фигурирует в исследовании). Весьма вероятно, что рисков от отечественной вакцины нашлось еще меньше, чем продемонстрировала «Вакзеврия». Эксперт подчеркнул: «Спутник» все-таки рознится по составу от изобретения компании AstraZeneca.