Автор: Миллер Александра
О рекордно низкой безработице в России говорили на протяжении всего 2023-го года. Не меньше внимания уделяли и теме дефицита кадров. Цифры оказались настолько впечатляющими, что их упоминали в своих материалах даже зарубежные СМИ, которые еще в 2022-м предрекали РФ двукратный рост безработицы. Сегодня им только и остается: смотреть на статистику и удивляться таким «побочным эффектам» санкций.
Ожидание&Реальность
Иногда кажется, что сами россияне не до конца понимают, как удалось избежать всех тех страшных последствий, о которых говорили во всеуслышание. Никто особо не стеснялся заявлять со злорадством, что СВО приведет к упадку российского общества, что граждан ждет возвращение в каменный век, прямиком в 90-е годы.
Однако России удалось весьма быстро переориентироваться, и результаты поразили даже самых больших оптимистов. Хотя итоговая оценка роста экономики в прошлом году еще уточняется, прогнозы скорректировали в лучшую сторону. По словам Решетникова, министра экономразвития, рост ВВП в 2023-м может составить примерно 3,5-4%.
Не меньше всех удивил уровень безработицы. Если в январе минувшего года показатель был 3,6%, в октябре он снизился до 2,9%, став минимальным значением за весь период наблюдений с 1991. Для сравнения: в 1999 безработных насчитывалось 9,4 млн человек, в 2023 – около 2,2 млн. Тем не менее достаточно часто и «громко» сообщают об остром кадровом голоде.
Как кадровый дефицит влияет на экономику?
Начнем с того, что дефицит приводит к увеличению расходов на оплату труда. Также из-за нехватки персонала не получается произвести нужный объем товаров и услуг. Это отражается в сокращении темпов роста ВВП и разгоняет инфляцию. В условиях санкций данный фактор тормозит перестройку экономики.
Нехватка кадров превратилась в новую нормальность, в которой придется жить еще долго. Представители до 35 лет – это показатели рабочей силы за год (их приблизительно 1,5 млн человек). К сожалению, следующие поколения окажутся меньше того количества, какое сегодня покидает категорию «рабочие руки». Диагноз – молодежь смыло с трудового рынка, демографическая яма. К тому же, СВО и частичная мобилизация «изъяли» плюс-минус полмиллиона человек из тех, кто относится на сегодняшний к прослойке трудоспособного населения. Кто-то покинул страну, выбрав статус «релоканта».
Не будем списывать со счетов и приток мигрантов. Он сильно снизился: приезжие крайне чувствительны к курсу рубля. А ведь именно они исторически сглаживали этот самый кадровый недостаток. По мнению главы ЦБ Набиуллиной, кадровый голод – основная проблема и «враг» страны. Может быть, поэтому в РФ приглашают на работу 10 тыс. кенийцев?
Какие отрасли «голодают» и что будет дальше?
Получается, предприятия ищут специалистов, которых ежегодно выпускают различные вузы, предлагают им достойные зарплаты (к слову, наше издание уже писало, почему зарплаты растут, а люди этого не замечают), а положение дел остается прежним. При этом большинство граждан трудоспособного возраста осознанно предпочитают пойти работать курьерами: именно у них за год зарплаты подскочили на 30-40%. Самые активные сотрудники в столице получают уже примерно 200 тыс. руб.!
Одни говорят, что на работу некого брать, а те самые «другие» попросту устали от напряженного графика, рабочих конфликтов, неудовлетворяющей оплаты труда и руководителей, навязывающих принцип «я – начальник, ты – дурак». Вследствие чего люди либо идут работать доставщиками, либо уходят в «серую зону» и к «черной» зарплате.
Наибольший дефицит отмечен в судо- и машиностроении, нефтехимии, транспорте, строительстве и металлургии. К примеру, на Дальнем Востоке в связи с ростом грузопотока нужны машинисты для электропоездов, на Юге– строители, энергетики, водители, которые предпочли новые регионы, поскольку там платят больше. Нуждаются компании и в IT-специалистах, так как многие после начала СВО разъехались по разным странам. В летние периоды потребность возникает в сельском хозяйстве, строительстве и дорожном хозяйстве.
В перспективе до 2030 в экономике к существующим рабочим местам добавится еще 2 млн. Такой рост вполне реален: российская экономика претерпевает структурные преобразования. Чтобы стимулировать молодых специалистов в сферах образования, культуры и здравоохранения, предлагается предоставить им налоговый вычет до 500 тыс. руб. по НДФЛ. Такой законопроект направят на отзыв в правительство депутатам ГД.
Эксперты считают, что в 2024-м сложности с наймом фармацевтов, учителей, врачей, специалистов инженерных и рабочих профессий, младшего медперсонала сохранятся.