Автор: Виктория Лисунова
Кто-нибудь мог подумать о том, что когда-то люди начнут получать знания через компьютер и для этого совершенно необязательно будет сидеть в аудитории учебного заведения. Сегодня — это новая реальность. С развитием технологий и, особенно, с учетом глобальных вызовов, связанных с пандемией COVID-19, формат онлайн-обучения приобрел особую актуальность. Однако вопрос о его эффективности остается спорным.
Согласно результатам опроса, проведенного аналитическим центром университета «Синергия» в марте 2024 года, дистанционную форму обучения предпочитают 45% россиян в возрасте от 18 до 35 лет, смешанную — 39%, а очную всего 16%. Эти данные свидетельствуют о том, что все чаще граждане выбирают дистанционный формат обучения, но почему? Все просто — современные люди очень ценят свое время, для них в приоритете успевать выполнять разные задачи.
- Гибкость и доступность. Одним из безусловных преимуществ онлайн-обучения является его гибкость. Студенты могут учиться из любой точки мира, что существенно расширяет доступ к образованию. Не нужно тратить время на дорогу до учебного заведения, а также можно самостоятельно регулировать свой график, что особенно привлекательно для работающих людей или тех, кто совмещает учёбу с другими обязанностями.
- Технологические инструменты. Кроме того, использование современных технологий и платформ для онлайн-обучения значительно улучшает учебный процесс. Видеоуроки, интерактивные задания, вебинары и различные приложениями для совместной работы способствуют более глубокой интеграции знаний.
- Стоимость обучения и возможность учиться в любом вузе. Как правило, стоимость дистанционного обучения в разы ниже, а возможностей — больше за счет неограниченной географии, ведь сидя в родном городе, вполне возможно обучаться за границей.
Отсутствие личного взаимодействия
Одной из ключевых проблем онлайн-обучения является недостаток личного взаимодействия между преподавателями и студентами. При традиционном обучении учащиеся могут задавать вопросы в режиме реального времени, получать мгновенную обратную связь и участвовать в обсуждениях. В онлайн-формате такая возможность зачастую ограничена, что может привести к недостаточному пониманию материала и чувству изоляции у студентов.
Самодисциплина и мотивация
Онлайн-обучение требует от студентов высокой степени самодисциплины и мотивации. Не все учащиеся способны организовать свое время и эффективно справляться с самостоятельной работой. Без четкого расписания и контроля со стороны преподавателя, многие могут столкнуться с прокрастинацией, что приводит к пропуску занятий и невыполнению заданий.
Технические проблемы
Доступ к качественному онлайн-обучению требует стабильного Интернет-соединения и соответствующего оборудования. Технические сбои, проблемы с интернетом или устаревшее ПО могут значительно ухудшить опыт обучения. Особенно это актуально для студентов, проживающих в регионах с ограниченными ресурсами или в условиях плохого доступа к технологиям.
Недостаток практического опыта
Для многих специальностей, таких как медицина, инженерия или искусство, практический опыт имеет решающее значение. Онлайн-курсы зачастую не могут предоставить необходимую практическую подготовку. Лабораторные работы, мастер-классы и другие виды практического обучения требуют физического присутствия, поэтому обучение в удалённом формате может оказаться неэффективным.
Сложность объективной оценки знаний
Оценка прогресса и уровня усвоения материала в онлайн-формате может быть сложной задачей. Тесты и задания могут быть легко списаны, что затрудняет объективное оценивание знаний студентов. Более того, отсутствие возможности наблюдать за процессом обучения в реальном времени делает сложным выявление тех, кто испытывает трудности.
Онлайн-обучение — это удобный и доступный способ получения знаний, однако его эффективность зависит напрямую от желания самого студента учиться. Именно поэтому наиболее эффективным и удобным форматом обучения, как для учеников, так и для преподавателей, можно считать смешенную форму.
«Если говорить о будущем, то все это даром не пройдет. И, конечно, будут живые уроки. Какие-то вещи можно перенести в онлайн, можно послать урок ученикам, чтобы они дома его посмотрели и чтобы поработали с дополнительным материалом. Какие-то темы вообще можно перенести на дистанционное обучение», — считает доктор педагогических наук, член-корреспондента Российской академии образования и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.