Мелкие и средние авиаперевозчики заявили, что для них идея правительства по списанию долгов перед зарубежными лизингодателями и введению налога в размере 25% от прибыли является особо опасной. В отрасли не скрывают, что из-за этого многие компании могут обанкротиться, передает РБК.
Сегодня Ассоциацией эксплуататоров воздушного транспорта (сокращенно АЭВТ) разрабатываются предложения по части изменения Налогового кодекса ввиду налога на прибыль в связи с лизинговыми долгами зарубежных самолетов. Об этом стало известно непосредственно от организаций.
После того как в адрес России в 2022-м году ввели ряд санкций, немало авиакомпаний приостановили перечисление лизинговых платежей. В следующем году бизнесу разрешат списать накопившуюся задолженности, однако на данные суммы планируют начислить увеличивающийся налог на прибыль 25%.
АЭВТ считает, что такой налог усугубит финансовое положение отечественных компаний, которые занимают до 26% российского рынка авиаперевозок.
Напомним, до этого на проблему уже обращал внимание Леонид Мохов, будучи генеральным директором NordStar. Вопреки тому, что самолеты внесли в российский реестр и продолжили их эксплуатировать на внутренних рейсах, договоры об аренде с зарубежным владельцем по-прежнему в силе.
Вернемся же к моменту введения международных санкций. Тогда власти страны решили создать механизм для оплаты платежей по аренде за границу в рублях. В банках России были открыты счета на иностранных владельцев воздушных судов. На них перечислялись платежи, однако арендодатели не приняли подобный способ оплаты, так как он не соответствовал договорным условиям. Авиакомпании прекратили переводить средства, ведь расходы не приводили бы к реальному уменьшению долга.
В письме ассоциации Мохов написал, что «свободные» деньги компаний были направлены на сохранение летной годности воздушного транспорта, которое подорожало из-за западных санкций.
Большинство отечественных авиаперевозчиков на сегодняшний день имеют нескромные лизинговые долги на счетах. Налог в 25% может коснуться не один десяток как средних, так и мелких компаний. Игроки рынка признались: выплатить такой налог в 2025 году – непосильная ноша, поэтому некоторые в итоге придут лишь к одному – разорению и процедуре банкротства. Кроме того, не исключаются отзывы сертификатов эксплуатанта и дальнейшее перераспределение парка в пользу более крупных участников.
Конечно, нашлись те, кто отнесся к недовольству с пониманием. Например, Борис Романов, занимающий пост руководителя проектов в адвокатском бюро S&K. Сейчас списанную кредиторскую задолженность относят к «внереализационным доходам», а вот «сохраненные» денежные средства – к прибыли. И в 2025 они будут облагаться налогом. Авиаперевозчики и АЭВТ призывают непогашенную задолженность перед зарубежными лизингодателями не считать прибылью. Причем, отметил Романов, примеры в Налоговом кодексе по отношению к прочим иностранным кредиторам уже есть.
Андрей Патраков, являющийся основателем сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia, признал: все эти платежи за лизинг некорректно признавать доходом, поскольку они тратятся на поддержание летной годности. Эксперт поспешил напомнить, что ограничительные меры препятствуют получению официального техобслуживания, ввиду чего цены на запчасти и проведение работ серьезно выросли.