Объективные новости через призму совести

В каких ситуациях гражданину обращаться в Роспотребнадзор?

31 марта
В каких ситуациях гражданину обращаться в Роспотребнадзор?

Автор: Максим Мельник
Картинка сгенерирована через "Идеограм"

Очень часто при покупке некачественного товара или посещения грязного заведения можно услышать фразу «Я буду жаловаться в Роспотребнадзор». Но только ли в таких ситуациях стоит обращаться в данное ведомство? Статистика показывает, что из года в год количество обращений граждан неуклонно растет. На всплеск также повлияла и пандемия 2020-го, связанная с заболеваниями и несоблюдением санитарных требований в общественных местах.

В этой статье практикующий юрист Николай Деревянченко расскажет, в каких еще случаях возможно обратиться в Роспотребнадзор и когда помощь будет эффективной.

Начнем с того, что служба является федеральной и осуществляет надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что становится ясно из ее полного названия.

Гражданину следует обращаться в Роспотребнадзор в следующих обстоятельствах:

  1. При нарушении прав потребителей. Например, при продаже товаров или оказании услуг ненадлежащего качества. Если был приобретен просроченный или некачественный продукт, который не соответствует заявленным характеристикам, можно смело подавать обращение для проведения проверки и наказания недобросовестного продавца.
  2. При выявлении нарушений санитарных норм и правил, угрожающих здоровью и жизни людей. К примеру, в сфере общественного питания, торговли, бытовых услуг. Если при посещении кафе, ресторана или какого-либо другого заведения будет замечен неприятный запах, грязь или полнейшая антисанитария, то сотрудники Роспотребнадзора должны будут проверить его на соответствие законов и при грубейших несоответствиях даже могут приостановить деятельность точки.
  3. При нарушении законодательства в области защиты прав потребителей в сфере ЖКХ. В случаях, когда по подъездам, мусорным площадкам или в самой квартире завелись мелкие грызуны и тараканы, имеются проблемы с изливом нечистот у дома или есть неприятный запах, то подобные проблемы, помимо управляющих компаний, обязаны разрешать сотрудники службы, которые обяжут нарушителя или УК устранить недостатки и распространение заразы.
  4. При нарушениях прав в области защиты прав потребителей при оказании туристических услуг. В полномочия Роспотребнадзора входит защита прав граждан на качественное и безопасное оказание тур. услуг, права на государственную и общественную защиту, на получение необходимой информации об услуге. Потребители чаще всего обращаются в ведомство по вопросам отказа в удовлетворении их требований, ненадлежащего информирования об исполнителе и оказываемых услугах, их ненадлежащего качества, нарушения сроков предоставления и одностороннего изменения условий договора.
  5. При нарушениях прав на благоприятную среду обитания. Например, в случае загрязнения окружающей среды предприятиями или организациями. При загрязнении территории свалками, нечистотами или других нарушениях санитарии граждане могут обратиться в службу. Она проведет соответствующую проверку с отбором необходимых проб на наличие превышающих загрязняющих веществ. В случае наличия нарушений требований будут приняты меры по устранению нарушений и привлечению к установленной ответственности виновное лицо.
  6. При обнаружении проблем с сертификацией товаров и услуг (особенно в случаях, когда это касается здоровья и безопасности потребителей), при нарушении прав потребителей в сфере интернет-торговли, при нарушении прав при оказании государственных и муниципальных услуг в части соответствия их качества установленным стандартам.

Таким образом, если все-таки возникли проблемы по части защиты прав потребителей, несоблюдения санитарных норм, вопросы здравоохранения, окружающей среды или иные претенденты, связанные с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, работ и услуг, россиянин может пожаловаться в Роспотребнадзор.