Объективные новости через призму совести

Как гаджеты влияют на развитие ребенка?

16 октября
Как гаджеты влияют на развитие ребенка?

Автор: Виктория Лисунова
Изображение сгенерировано Kandinsky

Зачастую уже с малых лет большинство детей имеют полный доступ ко всевозможным современным гаджетам — смартфонам, планшетам, ноутбукам, игровым приставкам. При этом есть и те родители, которые осознанно ограничивают пользование ими вплоть до подросткового возраста, придерживаясь мнения, что современные технологии в раннем возрасте негативно влияют на развитие ребенка. И все-таки, почему же следует соблюдать баланс в пользовании гаджетами?

На первый взгляд, гаджеты открывают перед детьми множество возможностей для обучения и развития. Современные образовательные приложения, интерактивные уроки, видео-лекции и электронные книги создают новые форматы получения знаний, стимулируют любознательность и самостоятельность — в этом контексте гаджеты выступают не только как средство развлечения, но и как инструмент развития интеллекта. Тем не менее, существует и обратная сторона медали.

Зависимость и нарушение режима дня. Зависимость от электронных устройств проявляется в отвлеченности и раздражительности. Психотерапевт Анна Хоботова отмечает, что если родители будут постоянно давать своему ребенку планшет, например, включая на нем мультфильмы, чтобы он успокоился, то к 3-4 годам у таких детей уже появляется цифровая зависимость. Одним из серьезных последствий такой зависимости является нарушение режима дня. Постоянное пребывание перед экраном часто заменяет полноценный сон, прогулки и физическую активность. Ребенок, проводящий много времени за гаджетами, может засыпать очень поздно, что отрицательно сказывается на общем здоровье и когнитивных функциях.

Проблемы со зрением и физическим здоровьем. Одной из наиболее распространенных проблем является ухудшение зрения. Кроме этого, постоянное времяпровождение в гаджетах способствует развитию искривления позвоночника и приводит к нарушению осанки. Ребенок рискует столкнуться с болями в спине и шее, сколиозом и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Недостаток физической активности также снижает выработку серотонина, что в долгосрочной перспективе может привести к депрессивным состояниям и снижению работоспособности.

Негативное влияние на развитие речи и коммуникативных навыков. Дети, проводящие много времени за экранами, часто сталкиваются с задержкой в развитии речи, снижением лексического запаса и трудностями в формулировании собственных мыслей. Общение с гаджетами зачастую ограничено короткими сообщениями, стикерами и автоматическими ответами. В результате таких условий ребенок может испытывать трудности при общении в реальной жизни, ему сложнее выражать свои чувства, понимать эмоции других, вести диалог.

Контент и безопасность. Еще одна причина, по которой родители ограничивают доступ к гаджетам, связана с опасениями по поводу контента. В Интернете существует огромное количество информации, которая является неподходящей для ребенка по возрасту. Она может содержать, например, сцены насилия, нецензурную лексику, нежелательную рекламу или пропаганду вредных привычек и убеждений. Кроме того, существует опасность столкновения с кибербуллингом, мошенничеством, конфиденциальностью данных.

Искажение восприятия мира. Гаджеты создают для ребенка виртуальный мир, который зачастую сильно отличается от реальности. Дети начинают принимать виртуальную реальность за истинную, что мешает формированию реалистичных целей и ожиданий от жизни.

Ограничение пользования

Понимание негативных аспектов приводит многих родителей к принятию решения ограничения использования гаджетов для своих детей. Ограничения зачастую вводятся до определенного возраста, с целью защитить ребенка от последствий перенасыщения технологиями и обеспечить развитие в более гармоничном и сбалансированном русле. Как правило, они могут включать в себя создание определенного лимита времени, проводимого в гаджетах, контроль за содержимым, доступным для просмотра, и создание семейных правил по использованию техники.

Важным аспектом является участие родителей в использовании устройств детьми, понимание того, что их ребенок делает онлайн, какие приложения использует. Они должны проявлять интерес и стараться обсуждать любые возникающие вопросы. Такой подход будет способствовать развитию доверительных отношений и помогать формировать у ребенка осознанные навыки безопасного поведения в сети. Объяснение, зачем и для чего нужен тот или иной ресурс, обучение правилам цифровой гигиены, обсуждение важности приватности — все эти меры способствуют укреплению безопасности ребенка и его способности самостоятельно ориентироваться в цифровом пространстве.

Читать все материалы