Объективные новости через призму совести

Почему уже скоро лекарств станет больше, а цены снизятся?

18 июня 2025
Почему уже скоро лекарств станет больше, а цены снизятся?

Автор: Миллер Александра
Картинка сгенерирована Шедеврумом

Казалось бы, предпосылок к снижению цен на сегодняшний день немало, впрочем, как и причин для роста. Развитие отечественного производства после начала СВО, развитие инноваций или поддержка со стороны государства – из-за чего же лекарства могут подешеветь без сокращения ассортимента? На самом деле все куда проще.

Может ли случиться так, что в России препаратов станет больше, а цены на них уменьшатся? Что же для этого нужно, учитывая непростую политическую повестку и многочисленны санкции, которые государства не планируют отменять? Надо построить завод на территории РФ? Или заручиться поддержкой союзника из-за рубежа? Достаточно просто еще раз обратить внимание на госпошлины.

Минпромторгом, Минздравом, комитетом ГД по вопросам охраны здоровья, Экспертным советом по развитию конкуренции в сфере фармацевтической деятельности, а также общественными и профессиональными организациями разрабатывается проект закона, предлагающий снизить госпошлины на регистрацию новых препаратов.

Почему же следует обратить внимание «еще раз»? Потому что повысили госпошлины не так давно, с 1 января 2022-го года. Новая идея подразумевает снижение размера в два раза! С текущих 420-490 до 190-290 тысяч. Ко всему прочему, предлагается упразднить устаревшие сборы.

Зачем госпошлины подняли? Во-первых, из-за изменений в налоговой системе. Предполагалось, что это позволит увеличить поступление доходов в бюджет. И оно неудивительно, ведь в январе 2022-го тарифы с 40% взлетели до 1580%. По словам Ирины Филатовой, являющейся председателем Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере фармацевтической деятельности и членом думского комитета по защите конкуренции, основная госпошлина для лабораторной экспертизы выросла в 6,5 раз, с 75 до 490 тысяч. Тем не менее это еще не самая большая сумма. Проведение экспертизы, благодаря которой препарат могут рассматривать как орфанный (речь о фармацевтических средствах, разработанных для лечения редких заболеваний), с 25 тысяч поднялась 420 тысяч!

Вторая причина – хотели подтолкнуть фармкомпании выйти на рынок ЕАЭС, куда входила Беларусь, Россия, Армения, Казахстан и Киргизия. Следовательно, лекарства и мед. изделия могли бы перемещаться между этими странами, не боясь таможенных барьеров. Как утверждает Мария Ульянова, будучи директором по развитию «Озон Фармацевтика», после поправок госпошлина составляла до 490 тысяч, тогда как аналогичная процедура по правилам ЕАЭС обходилась примерно в 150 тысяч. Замысел заключался в том, чтобы фармрынок перекачивал туда, где госпошлины скромнее.

Да, в итоге доходы государства увеличились, и они пошли на компенсацию расходов самого Минздрава, занимающегося регистрацией лекарств. Однако при этом госпошлину вынуждены платить и те, кто не размещает на рынке новые медикаменты. Если хоть что-то меняется в составе, то приходится указывать это в регдосье и снова платить госпошлину. Таким образом, все этапы нужно проходить по-новой. И сегодня в связи с санкциями, изменением логистики и рядом иных факторов корректировки компании вносят регулярно. Компании либо берут расходы на себя, либо попросту прекращают производство того или иного препарата.

Предложение о снижении госпошлин как раз связано со множеством обращений российских фармкомпаний и ассоциаций производителей.

Одни говорят, что, если примут закон, то ассортимент станет разнообразнее, а цены ниже. Но, по мнению медицинского юриста Николая Чернышука, цены не рухнут, максимум снизятся рублей на 20. Такого же мнения придерживается и Ульянова.

Стоимость лекарств, как и остальных товаров, в России вот уже не первый год растет. Например, за май 2025-го препараты вне перечня жизненно необходимых подорожали на 1%. И как многие знают, вопреки ожиданиям, если цены выросли, то существенного отката не бывает. Поэтому даже при снижении госпошлин компании вряд ли захотят снизить их. Зачем же это делать, если никто не заставляет, а россияне продолжают покупать медикаменты, поскольку пилюлю от всех болезней так и не изобрели? Получается, фармкомпании продешевят, а данный рынок никогда не упускает возможность обогатиться. В качестве примера скажем: такие фармлидеры, как Pfizer и Novartis, инвестировали на лоббирование каждая по 4,2 млн долларов за три месяца 2025-го, тогда как за аналогичный период в 2024-м было потрачено 3,6 млн и 3,3 млн соответственно.

Читать все материалы