Автор: Миллер Александра
Картинка сгенерирована Идеограмом
Покупка автомобиля – самый настоящий квест для обычного россиянина. Во многом достижение данной цели осложнилось из-за роста цен и сбора за утилизацию. Сегодня тем, кому все-таки удалось отыскать лазейку, приходится сталкиваться с неприятными финансовыми последствиями: их просят доплатить за уже купленную машину. О ком идет речь и какие суммы требуют погасить, расскажем в этой статье.
В стремлении сэкономить многие граждане ищут различные способы покупки автомобиля по доступной цене. По словам Магомеда Янгулби, являющегося управляющим партнёром Yang Consult, доначислить платежи за ранее ввезённое авто могут, если владелец транспорта решил продать свое приобретение в течение года, то есть 12 месяцев, с момента ввоза.
Из постановления правительства следует, что если машину, которую ввезли с целью личного использования, продали до истечения положенного срока (указанного выше) с даты оформления ТПО (таможенного приходного ордера), то разницу между уплаченным утильсбором и коммерческим сбором придется погасить.
Не стоит забывать о введении новых ставок утилизационного сбора в текущем году. Почему же это так важно? Дело в том, что у некоторых категорий авто коммерческий размер платежа за утилизацию намного выше размера сбора для физических лиц. К примеру, для тех, у кого последовательные гибриды (то есть гибридные авто, где ДВС механически не имеет отношения к колесам, он крутит лишь генератор), показатель увеличился с 3400 рублей до нескромных 667 400 рублей. Если машину перепродали, а ставка успела измениться, то могут потребовать доплату.
В случае если сотрудники таможенных органов увидят занижение стоимости авто на стадии первоначального оформления, то они имеют право пересчитать пошлины, налоги и сборы, исходя из актуальной оценки. Кроме того, из-за отсутствия четкого порядка по расчету утильсбора в ходе перепродажи возникает тот самый риск доначислений. И таможня при этом не объясняет, какой именно коэффициент сбора необходимо применять – на дату ТПО или же перепродажи. А это создает брешь, пространство, чтобы толковать субъективно или, проще говоря, так, как хочется, как выгоднее.
Поэтому крайне важно проверять документы и, главное, убедиться, что инвойсы и прочие бумаги говорят о реальной стоимости машины. Благодаря тщательному контролю за, казалось бы, нюансами удастся избежать серьезных претензий от таможенных органов.
До тех пор, пока законодательство сохраняет некоторую неопределенность, многое зависит от правоприменительной практики со стороны работников таможенных органов. Разумеется, ситуации, когда доплаты на самом деле обоснованны, подлежат тщательному регламентированию, однако сейчас так, как оно есть. Остается лишь надеяться, что у государства получится найти баланс, защитив и интересы россиян, и соблюдая правило справедливости по части применения сборов.
Теперь многие граждане жалуются на то, что им массово приходят требования о доплате утильсбора за иномарки, ввезенные по параллельному импорту. И речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч: от 300 тыс. до 1 млн рублей!
В настоящее время таможня очень активно пользуется правом в течение трех лет проверить вышеупомянутые инвойсы. С доначислением пришлось столкнуться тем, кто обратился к частным продавцам. Такие байеры привлекают более низкими ценами, чем у дилеров, но также они предлагают приобрести авто марки, ушедшей или недоступной на российском рынке. В 2024-м власти все-таки начали сопоставлять стоимость авто с реестром Минпромторга. До этого было немало посредников, которые занижали номинальную стоимость, от какой считаются сборы. Впрочем, в практике Дмитрия Кириллова, являющегося советником юрфирмы Lidings, есть пример, когда органы приходили вдогонку.
Продавец, занимающийся серым импортом, убедил владельца, что машину привезут чистой от таможенных платежей, что они включены в стоимость. Уже гораздо позже собственник «встретился» с доначислениями. Спор не завершен, и не исключено, что он все же сможет добиться взысканий с нечестного брокера. Тем не менее бывают истории, когда тяжбы, наоборот, приводят к увеличению доначислений. Quto приводит пример, когда сверху к сбору пришлось оплатить пени за весь 2024-й. По итогу покупатель кроссовера из КНР отдал еще примерно 1,4 млн рублей.
Очевидно, что компании, занимающиеся ввозом таких авто, не предупреждали покупателей о возможных последствиях. Однако незнание закона не освобождает от отвественности. Многие из тех, кому пришли требования о доплате, просто уплатили сбор и забыли об этом, хоть и скрепя сердцем.