Автор: Ирина Соломатина
Изображение сгенерировано нейросетью Dalle
В международном аэропорту Шереметьево - одном из крупнейших авиационных узлов России - разгорается скандал, который рискует войти в историю. Под угрозой сноса оказались здания одного из ведущих грузовых терминалов страны – независимого оператора АО «Шереметьево-Карго».
И все это происходит на фоне вопросов о безопасности перевозок радиоактивных и взрывоопасных грузов в Шереметьево.
Кто подал в суд и почему хотят снести терминал?
История началась с неожиданного иска. Администрация города Химки требует снести ряд зданий, расположенных на территории грузового терминала «Шереметьево-Карго», включая главное здание грузового терминала и склад опасных грузов, который официально зарегистрирован как опасный производственный объект, лицензированный для работы с особо опасными грузами, в том числе - радиоактивными и взрывоопасными веществами.
Что поразительно: все эти здания были построены и введены в эксплуатацию в далёких 1985-1987 годах Центральным управлением международного воздушного сообщения Министерства гражданской авиации СССР.
Причем именно лицо, связанное с конкурентом, (заместитель генерального директора по корпоративному развитию АО «МАШ» (Международный аэропорт Шереметьево) Александр Ильин) и стало тем самым человеком, который заявил в администрацию Химок о якобы самовольных постройках.
То есть, по мнению господина Ильина, одно из серьезнейших Министерств советских времен занималось самостроем?
Наше издание решило разобраться, почему заместитель генерального директора Шереметьево пытается снести здания конкурента дочернего предприятия аэропорта и что скрывается за этим ходом.
Москва Карго без лицензий на опасные грузы?
В связи с нарастающим резонансом вокруг ситуации в Шереметьево наше издание направило в Ростехнадзор официальный запрос. Вопрос был предельно конкретным: имеет ли компания «Москва Карго» (дочернее предприятие Шереметьево) лицензии на работу с опасными грузами?
На фоне громкого судебного иска администрации Химок о сносе зданий на территории АО «Шереметьево-Карго», включая главное здание терминала и склад опасных грузов, любая информация о лицензиях и законности работы конкурента стала вопросом не просто деловой репутации, а, возможно, и безопасности.
Ответ ведомства был ошеломляющим:
В ответе пресс-службы ведомства черным по белому сказано: «Ростехнадзором лицензии ООО «Москва Карго» не выдавались».
И здесь и начинается главный парадокс, так как на официальном сайте «Москва Карго» выложена лицензия, якобы, выданная именно Ростехнадзором, на обращение с радиоактивными веществами при их хранении и использовании. Документ опубликован, с номером, печатями, выглядит вполне официально.
Возникает закономерный вопрос: каким образом у «дочки аэропорта» могла появиться лицензия, которую ведомство никогда не выдавало, ведь только Ростехнадзор обладает исключительным правом выдавать лицензии на обращение с радиоактивными веществами?
И если Ростехнадзор утверждает, что не выдавал лицензий, то кто же выдал этот документ? И существует ли он на самом деле?
Мы даже боимся предположить, что столь важная лицензия могла быть получена в обход надзорного органа.
Ситуация становится ещё более тревожной на фоне недавно вскрывшегося коррупционного скандала в самом Ростехнадзоре.
По данным Telegram-каналов и публикаций в СМИ, бизнесмен Владимир Гинкин, являющийся соучредителем компании «Матэк», лицензированной Ростехнадзором на проведение экспертиз, и ряд высокопоставленных чиновников ведомства, включая Андрея Лавриновича - замначальника, а затем и.о. начальника Управления РТН - предлагали компаниям «полный пакет услуг»: за деньги можно было получить нужные заключения и лицензии.
Среди фигурантов дела значился также Сергей Власов, начальник отдела Ростехнадзора, который был взят под стражу по делу о взятке в особо крупном размере. А ведь именно эти люди отвечали за контроль, в том числе за выдачу лицензий на обращение с радиоактивными веществами.
Но мы же не можем предположить, что именно через подобную схему могла появиться лицензия у грузового терминала «Москва Карго», которую, по заявлению Ростехнадзора, ведомство не выдавало?
Опасный прецедент в 2019 году
С другой стороны, данная история перестает быть лишь корпоративной разборкой, когда речь идет о безопасности полетов и жизни людей.
Тем более, что имя «дочки» аэропорта уже фигурировало в истории, когда в результате несоблюдения требований безопасности при обработке опасного груза могли пострадать пассажиры. Достаточно вспомнить инцидент 2019 года, когда на борту самолёта, груз для которого оформляли в «Москва Карго», произошла утечка сжиженного газа. Груз был отправлен без должной упаковки, без сертификации и без соблюдения необходимых документов при его декларировании. Баллоны с газом, не подготовленные должным образом к перевозке, оказались на борту воздушного судна, и лишь чудо уберегло лайнер от катастрофы в воздухе.
Поэтому теперь, когда выясняется, что у «Москва Карго» может вообще не быть официальной лицензии на работу с такими грузами, ситуация становится ещё более угрожающей.
Неужели крупнейший грузовой оператор аэропорта мог все эти годы работать без законных оснований? Или, что совсем страшно предполагать, теперь, после обрушения коррупционных схем в Ростехнадзоре, «Москва Карго» просто не может оформить нужные документы?
Пока Ильин сносит склады, уплотнитель атакует ВПП
Но в этой истории есть и ещё одна интрига. Ведь инициатором требований снести здания на территории Шереметьево-Карго стал заместитель генерального директора по корпоративному развитию АО «МАШ» Александр Ильин, который проявляет куда большую активность в борьбе со складами конкурента, зарегистрированными по всем правилам и работающими на основании всех необходимых лицензий, чем в решении реальных проблем самого аэропорта.
Пока Ильин собирает бумаги и пишет кляузы о якобы имеющихся у конкурента «самостроях», построенных и введенных в эксплуатацию ещё в советское время, на территории Шереметьево происходит нечто куда более тревожное, а именно: по данным ряда изданий, в Шереметьево разрушается взлётно-посадочная полоса.
Так, в 2024 году в СМИ начали появляться сообщения о том, что на первой взлётно-посадочной полосе (ВПП-1) начали разрушаться межплиточные швы. Из стыков выдавливается уплотнитель, который оказывается прямо на полосе в зоне посадки самолётов. В связи с чем воздушные суда при посадке в Шереметьево вынуждены уходить на второй круг.
Издание «Версия» уже опубликовало хронологию опасных инцидентов за 2025 год:
- 23 февраля — куски уплотнителя замечены экипажем AFL1486, полосу пришлось срочно чистить.
- 24 февраля — борт AFL2135 уходит на второй круг из-за постороннего предмета на ВПП.
- 16 марта — рейс SDM6271 также вынужден уйти на второй круг.
- 26 марта — ситуация повторяется с AFL1877.
- 12 мая — AFL1117 вынужден уйти, снова виноват уплотнитель.
- 13 мая — аналогичная ситуация с LMU605.
- 14 мая — Boeing иностранной авиакомпании выезжает на закрытую полосу. Аэродромная служба третий день подряд борется всё с тем же уплотнителем.
И это не закрытый список. Инциденты продолжаются. Как стало известно нашему издание, еще один случай произошёл 21 июня 2025 года на рейсе авиакомпании Beijng Capital Airlines, следовавшем по маршруту Ханчжоу – Москва. По указанию диспетчера Шереметьево пилот воздушного судна был вынужден уйти на второй круг из-за постороннего предмета (уплотнителя) на ВПП.
Причем надо понимать, что каждый уход на второй круг представляет реальную угрозу жизням людей, увеличивает нагрузки на пилотов, приводит к перерасходу топлива и угрозе для следующих рейсов, идущих на посадку.
Также издание вполне обосновано задается вопросом: к каким последствиям может привести ситуация, при которой кусок уплотнителя попадёт в двигатель? И судя по количеству инцидентов, это уже не просто предположение, а вполне реальный сценарий. О реальной угрозе безопасности говорят уже все - от пилотов до бортпроводников. (Но только не господин Ильин. Похоже, он в это время перепроверяет кадастровые номера зданий «Шереметьево-Карго» и строчит кляузы в Администрацию Химок и различные контролирующие ведомства.)
И всё это происходит на полосе, которую всего несколько лет назад с помпой реконструировали за миллиарды рублей. На бумагах ВПП-1 должна быть образцовой. В реальности она буквально «плюётся» строительным материалом.
Борьба с «самостроем» или попытка убрать конкурента?
И тут мы также как издание «Версия» задаемся вопросом:
Почему господин Ильин так упорно борется со зданиями «Шереметьево-Карго», вместо того чтобы заняться устранением реальных угроз безопасности на территории аэропорта?
В сложившейся ситуации складывается впечатление, что иски против «Шереметьево-Карго» могут быть частью борьбы за рынок, ведь склад опасных грузов «Шереметьево-Карго», обладающий всеми необходимыми лицензиями, является реальной угрозой для репутации его конкурента – грузового терминала «Москва Карго», у которого, вероятно, имеются серьёзные вопросы по части наличия необходимых лицензий.
И если подтвердится позиция Ростехнадзора и окажется, что у «Москва Карго», действительно, нет легально выданной лицензии на обращение с радиоактивными веществами при их использовании и хранении, это станет ударом по всей системе авиационной безопасности в Международном аэропорту Шереметьево.
А мы продолжаем расследование. Потому что в этой истории ставки куда выше, чем просто (НЕ)конкурентная борьба руководства Шереметьево - на кону жизни людей и безопасность в крупнейшем авиаузле нашей страны.



