Картинка сгенерирована Шедеврумом
Недавно «Известия» узнали от жителей Нижегородской области о схеме, в рамках которой аварийными комиссарами и автоюристами выбиваются денежные средства с виновников дорожно-транспортных происшествий даже по истечении многих лет. К примеру, автомобиль потерпевшего уже отремонтировали, спор урегулировали, и внезапно от гражданина, помявшего другому водителю дверь еще в 2022-м, пытаются потребовать через суд возмещение ущерба в размере 200 тыс. рублей. И дело тут заключается в договоре цессии. Проворные юристы уговаривают потерпевшего подписать договор об уступке прав требования ущерба после происшествия, утверждая, что от страховой все равно ничего не удастся получить. Затем цессионарии выбивают огромные суммы в первую очередь со страховой компании, а после приступают за виновника, орудуя «руками» суда.
В Нижегородской области с автоюристами столкнулись уже десятки россиян. Схемы придерживаются всегда одной: на место происшествия прибывают аварийные комиссары для оформления европротокола. Потерпевшего убеждают подписать договор цессии, чтобы получить возмещения. Однако ему выплачивается скромная сумма наличными, которая требуется для ремонта авто.
По словам одной из потерпевших в ДТП, Елены, она попала в аварию в феврале 2023-го. Тогда приехавшие комиссары решили помочь ей, предварительно рассказав о плохой работе со стороны страховщиков. Потом семью отправили в какой-то Центр регулирования убытков. Там людей убедили заключить тот самый договор. Благодаря ему им выплатили 110 тыс. рублей. Впрочем, вскоре стало ясно, что цессионарии получили от страховой 311 тыс. рублей. Кроме того, позднее они сделали экспертизу об убытке в 848 тыс. рублей и потребовали деньги через суд. Такие суммы поступили на счета цессионария.
Старания расторгнуть договор не увенчались успехом. Суды приняли сторону цессионариев.
На потерпевших, которые никакого отношения к этой схеме по факту не имеют, чужие махинации могут отразиться в будущем: сведения о том, что автомобиль ранее разбили, а на ремонт потребовалось порядка 300-400 тысяч (а не 50 тыс., как оно было на практике), отразится в сервисах, что ощутимо удешевит транспорт в ходе перепродажи. Игорь Моржаретто, будучи членом президиума общественного совета при МВД, и вовсе предупреждает: некоторым приходилось также погашать налог за столь большую сумму денег, полученную на деле цессионарием.
Если опустить детали конкретных историй, то схема весьма законна. Сергей Радько, являющийся адвокатом движения «Свобода выбора», уточнил, что стала она возможной за счет того, что ущерб от ДТП сегодня крайне часто россияне предпочитают возмещать выплатами по ОСАГО, а не ремонтными работами.
Водители из Нижегородской области не раз писали обращения в инстанции, прося обратить внимание на их проблему, но почти все получали в ответ отписки. Только в одном из последних ответов Министерства финансов назвало требования цессионариев попросту абсурдными. Поэтому при наличии оснований для подозрений о противозаконных действиях стоит идти в правоохранительные органы согласно определённой компетенции. В российском Банке изданию рассказали, что в распоряжении есть информация лишь о единичных подобных инцидентах.