Автор: Виктория Лисунова
Человек живет в обществе и так или иначе на своем пути ему приходится взаимодействовать с совершенно разными людьми, различающимися по полу, этническому происхождению, вероисповеданию, взглядам на мир и социальному положению. И если всех этих людей мы понимаем и принимаем, то почему-то когда сталкиваемся в учебных заведениях, на работе или в ином общественном месте с человеком, имеющим особенности здоровья, можем почувствовать себя зачастую неловко. Однако люди с ограниченными возможностями тоже являются частью социума, и в обществе должны это понимать с раннего возраста, поэтому так важно внедрение инклюзивного образования.
Инклюзивное образование представляет собой включение в полноценный образовательный процесс одновременно всех людей, независимо от наличия у них особенностей здоровья (физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и иных). Именно благодаря такой форме обучения все учащиеся не только принимают участие в общественной жизни, они также учатся и взаимодействовать друг с другом, что стирает границы между учениками с особенностями здоровья и без. В результате этого дети с раннего возраста понимают, что несмотря на какие-либо физические или ментальные различия, все они между собой равны — такой принцип обучения формирует идеологию, которая исключает любую дискриминацию. Стоит подчеркнуть, что инклюзивное образование также предполагает создание специальных условий для детей с особыми потребностями.
«<…>Когда дети получают образование совместно, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, для них становится нормой, что все могут быть разными. И согласно исследованиям, во взрослом возрасте дети без особенностей развития, обучавшиеся в инклюзивной среде, более успешны профессионально, так как умеют выстраивать взаимодействие с любыми людьми. И все дети однажды становятся взрослыми, и при рождении в их семье ребенка с особенностями развития, видя ранее таких детей и взрослых, зная, что они могут быть счастливыми, успешными в своей сфере деятельности — родителям гораздо легче принять особенности своего ребенка», — поясняет Наталья Авилочева, руководитель Экспертно-аналитического центра Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).
Выделяют восемь основных принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен думать и чувствовать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни.
Хоть в нашей стране термин инклюзивного образования и появился в 90-е годы, все-таки такая форма обучения до сих пор находится на стадии развития. Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенном в 2021 году, 59% россиян ни разу не слышали о существовании термина «инклюзивное образование», но тем не менее 66% положительно относятся к совместному обучению детей. Кроме того, данные опроса показали, что более двух третей родителей школьников и детсадовцев имеют опыт инклюзивного образования.
Сложность в массовом внедрении инклюзивного образования в образовательных учреждениях заключается в следующем. Во-первых, это отсутствие специализированных учебных программ, во-вторых, недостаток квалифицированных педагогов, которые бы специализировались на взаимодействии с обычными детьми и детьми с особенностями, в-третьих, необходимость учебных заведений в специальном оборудовании, так как их архитектура просто не адаптирована под детей с особенностями здоровья. Чтобы решить все эти трудности, в повестку инклюзивного образования должно быть включено все общество.
«Необходимо вместе вырабатывать практики, которые позволят вовлекать всех в эту повестку, потому что [вопросы] инклюзивного образования невозможно решить просто на уровне предметов и законов, это «прививка» для нашего общества», — сказала глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на первом Всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» в Грозном.