Автор: Миллер Александра
Кассир во «Вкусно – и точка» (бывший McDonald’s), знающий китайский язык, человек с двумя высшими образованиями на должности менеджера в одном из сетевых магазинов, доставщик с незаконченным высшим, новая ли это экономика? Подобными историями все меньше кого-то увидишь, но почему люди, которые тратят столько лет на получение диплома, в итоге отдают предпочтение работе не по своей специальности?
HeadHunter посчитал: каждый третий курьер в стране является дипломированным специалистом, имеющим высшее образование. Впрочем, свои подсчеты решил сделать и сервис «Яндекс Доставка», у которого получилось, что таковых сотрудников порядка 40%. Как выяснили аналитики, чаще всего в курьеры идут инженеры, экономисты и айтишники.
По словам представителя «Яндекс Доставка» Людмилы Игнатьевой, около 40% доставщиков обладают высшим или неоконченным высшим образованием, а еще треть – средним специальным. Каждый пятый респондент совмещает такую подработку с учебой. То есть, по сути, это не основное место трудоустройства, а лишь подработка на время.
Разумеется, в курьеры идут отнюдь не из-за любви к ходьбе. Одни выбирают сферу доставки потому что хотят получить дополнительное образование, изучить язык или пройти курсы вождения, в то время как другие – развить собственный бизнес. Однако главная причина, почему люди все-таки выбирают работу курьером, – это высокие доходы. Только за этот год их зарплата выросла на 25-30%. Причиной тому является безумный рост онлайн-торговли в РФ, иначе говоря, вакансий все больше, а людей попросту не хватает.
И это притом, что в июне СМИ писали об увеличении в РФ количества доставщиков до 1 млн человек. Для сравнения: работников среднего медицинского персонала на начало 2023-го, по данным Росстата, насчитывалось 1,2 млн.
Теперь поговорим о наболевшем – о зарплате. Как бы человек ни хотел приносить пользу обществу (будучи учителем в школе или врачом в больнице), каждому хочется иметь достойный уровень заработной платы, позволяющий не только тратить денежные средства на покупку продуктов, но и на поход в кафе или кинотеатр. Деньги дают возможности, – тут не поспоришь. Сейчас курьер-водитель с личным грузовым автомобилем может зарабатывать до 150 тыс. рублей в месяц, а пеший — до 120 тыс.
Все чаще можно услышать истории про то, как люди с высшим образованием перерабатывают по несколько часов в неделю (и сверхурочную работу не оплачивают), сидя в офисе, и зарабатывают за свой умственный труд столько же, сколько по итогу в месяц получают доставщики. На самом деле среди молодежи немало тех, кто получил, казалось бы, престижное образование (например, медицинское), проработал какое-то время в своей сфере и решил уйти либо в продажи, либо на нестабильную, назовем ее так, работу (барменом, стриптизёршей и др.).
Добавим: каждый третий дипломированный специалист, трудящийся в сервисах по доставке, имеет инженерно-техническую специальность, 17% получили экономическое или финансовое образование, еще 10% – айтишники.
К тому же, начать трудиться на позиции курьера можно без опыта, а это весьма выручает молодых специалистов, которые усердно учились в университетах и вышли оттуда только с дипломом на руках. Карьерный рост также обеспечен, ведь, например в СДЭКе, почти все руководители в доставке и логистике – вчерашние курьеры. Ко всему прочему, в сфере доставки гибкий график, что позволяет сотрудникам управлять своим временем.
В XXI веке «корочка» все реже воспринимается как первый шаг на пути к успеху. Но родители настаивают на необходимости ее получения, и многие поэтому приходят к мысли о том, что образование очень сильно переоценено уже во взрослом возрасте. Конечно, речь не идет о технических специальностях: все-таки нельзя научиться строить самолет по видео из Youtube. Впрочем, получается, пока одни корпят над учебниками, другие получают практический опыт, который сегодня так ценится. Несмотря на то, что люди живут в прогрессивном обществе, заметен спрос на представителей профессий ручного труда. Тем временем значимость диплома постепенно снижается, поскольку его наличие не гарантирует больших зарплат и легкой работы. Таким образом, образование превращается в долгую игру с не очень понятными перспективами.