Объективные новости через призму совести

Как поменяются правила зачисления на программу целевого обучения?

6 мая 2024
Как поменяются правила зачисления на программу целевого обучения?

Автор: Виктория Лисунова

Совсем скоро наступит пора, когда выпускникам придется серьезно задуматься о своем грядущем поступлении. Им придется выбирать не только направление и специальность, но и форму своего обучения. В высших учебных заведениях их существует несколько — бюджетная, платная и целевая. И, зачастую, именно последняя чаще всего вызывает большее количество вопросов у абитуриентов и их родителей. К тому же с этого года на целевую форму обучения будет осуществляться набор по новым правилам.

Для начала следует все же разобраться — что же такое целевое обучение? Можно сказать, что это что-то среднее между платной и бесплатной формой. Ведь студент не тратит на получение новых знаний никаких денежных средств, однако по окончании вуза он обязан отработать определенное время на компанию или организацию, которая собственно и финансировала его обучение. Надо понимать, что выбор целевого обучения — это серьезный шаг, но далеко не все принимают такое решение обдуманно. Более того, многие просто ищут возможность получить образование бесплатно, совершенно не задумываясь о сложностях и последствиях, как, например, компенсация денежных средств государству за неисполнение договора целевого обучения.

«Система распределения в том или ином виде косвенном, она существует, и больше всего как раз это называется "целевой прием". Это не совсем то распределение, которое было в советское время, но в любом случае это осознанный выбор абитуриента, когда он поступает, понимая, куда он пойдет на работу. Больше всего целевых мест у нас как раз в области медицины или здравоохранения и в области образования и педагогических наук», — рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью телеканалу «Россия-24».

Довольно часто происходит так, что студент заканчивает свое обучение и отказывается работать там, где должен. В целях избежать этого, а также сделать условия более прозрачными, президент подписал закон, который меняет правила поступления на целевое обучение — он вступает в силу с 1 мая 2024 года. Основным нововведением является использование сервиса «Работа в России» — именно здесь заказчики целевого обучения будут размещать свои предложения. Кроме этого, там можно будет получить следующую информацию: в каких вузах и на каких специальностях можно отучиться; кем сможет работать выпускник; какие меры поддержки окажет заказчик; какие требования заказчик предъявляет к отбору; будет ли он обращать внимание на успеваемость студента; контакты заказчика.

Изменится и порядок заключения договора. Так, подписывать его теперь можно будет лишь после зачисления абитуриента в вуз (не позднее 1 сентября текущего учебного года), ранее это делалось заранее. Поменялось и их количество — по новым правилам абитуриент сможет подписать один договор с одним заказчиком и для одного вуза. Из этого можно сделать вывод, что поступить на целевую форму обучения теперь может стать сложнее.

Кроме всего прочего, согласно нововведениям, отработка после обучения будет составлять 5 лет, при этом раньше максимальный срок отсутствовал. Будущий работодатель также сможет следить за успеваемостью подопечного, в случае, если она не будет его устраивать или же какие-либо попытки по ее улучшению будут отсутствовать, то со студентом и вовсе могут разорвать договор о целевом обучении.

И все же студенты целевого обучения могут отказываться работать по различным причинам. Например, из-за недостаточного мотивационного стимула или низкой заработной платы. Если им не предоставляются достойные условия труда, возможности для карьерного роста, то студенты могут не видеть смысла в том, чтобы продолжать работать в области, на которую они обучались. Также одной из причин отказа в работе может быть недостаточная поддержка со стороны образовательных учреждений и работодателей. Если студентам не помогают в адаптации к новым условиям или не предоставляются возможности для профессионального развития, то они могут решить, что работа в выбранной сфере не для них.

«Конечно, важно разъяснять юридические последствия для человека, но не менее — а может, и более — важно создавать условия для того, чтобы молодой специалист знал, что его ждут и создают для него условия. Это может быть обеспечение жильем, возможно, служебным, это социальная инфраструктура того места, куда он приезжает, и т.д. Так что вопрос комплексный», — пояснила зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.

Читать все материалы