Автор: Миллер Александра
Еще недавно российская индустрия туризма переживала сложные времена в связи с антиковидными ограничениями. Теперь туристической отрасли брошен новый вызов в виде западных санкций. Как же сегодня удается обходить их и продолжать путешествовать вопреки всем ограничительным мерам?
Санкции, которые ввели западные страны в отношении России, были направлены на то, чтобы свести до минимума туристические поездки россиян. Но сегодня очевидно: путешествовать меньше никто не стал. Многие в текущих обстоятельствах попросту отдают предпочтения иным направлениям для отдыха.
Наибольший рост туристов фиксируется в Турции, Таиланде, ОАЭ, Египте и на Мальдивах. Важно понимать, что для некоторых государств (например, Турции, являющейся крупным потребителем энергии из РФ) стимулирование российского туризма оказалось путем к сбалансированию экономических связей со страной. Стамбул превратился в один из ключевых пересадочных узлов для путешественников, следующих в Европу и Африку.
Ко всему прочему, ряд стран облегчает россиянам процесс пересечения границ. Речь идет о Шри-Ланке, Марокко и вышеупомянутом Таиланде. Тему развитии туризма с российским руководством не так давно обсудили также власти Индии, Мьянмы и Омана.
Несмотря на то, что в начале мая в Тбилиси прошел митинг против возобновления прямого авиасообщения между РФ и Грузией, именно там открывается новая форточка для обхода санкций. Уже с 15 июня Georgian Airways запускает транзитные рейсы для россиян в такие города Европы, как Милан, Вена, Ларнака, Париж и Салоники. При этом полеты будут с минимальной пересадкой в столице. Таким образом, на перелет из Москвы, к примеру, в Вену придется потратить лишь 7 часов, тогда как из Стамбула на аналогичную поездку затратилось бы 10-12 часов.
Кроме того, популярность снискали среди отечественных туристов пакетные туры, которые можно оплатить с помощью российской карты. Подобные туры предполагают пересадку и, соответственно, не только в Турции. Через Кувейт на рейсах авиакомпании Jazeera Airways путешественник доберется до Кипра и Черногории, через Ереван – до греческих островов, а через Италию – до Каира.
Конечно, из-за удлинения поездок недельные туры постепенно остаются в прошлом. Большинство берет минимум 10 дней, ведь раньше до европейской страны можно было добраться за 2,5-4 часа, а сейчас – от 12 до 24 часов.
Хотя официальных подтверждений нет, в информационном пространстве все чаще обсуждают идею аэропорта «Шереметьево» о введении для авиакомпаний из Китая пятой свободы воздуха. Она позволяет компаниям осуществлять полеты между двумя зарубежными странами при условии, что перелет стартует или завершается в своей стране. Данный набор правил был прописан в Чикагской конвенции 1944 года. Иначе говоря, имея такую свободу, китайская компания, отправляющаяся из Поднебесной в Европу через Россию, может приземлиться в Москве.
Некоторые СМИ утверждают: инициативу даже обсуждали с Минтрансом. Впрочем, другие отечественные источники не смогли подтвердить данные сведения. Разумеется, принятие подобного рода идеи будет чрезвычайно выгодно всем: от пассажиров до аэропортов и перевозчиков.
«Аэрофлот», в свою очередь, убежден, что это целесообразно лишь на взаимной основе: «Либо авиакомпании из Китая предоставляют нам блоки мест на рейсах из Москвы для наших пассажиров, либо «Аэрофлот» получает пятую свободу в пунктах КНР для полетов в дружественные страны с посадкой в Китае».
Как бы европейцы и американцы не старались ограничить авиаперелеты для граждан РФ, в них заинтересованы и Азия, и Ближний Восток и другие регионы. Вряд ли недовольные страны Запада смогут что-то поделать с обходом санкций.
По словам главного редактора Avia.ru Романа Гусарова, запреты могут ввести в отношении китайских компаний, но тогда они перестанут летать и к тем, кто захотел «закрутить гайки» посильнее. Самым адекватным вариантом решения стало бы снятие ограничений, поэтому, как говорится, ситуация патовая.
Ранее наше издание писало о том, в какие страны из России можно улететь прямыми рейсами. Более того, Росавиация заявляла, что в 2023 году есть шанс на возобновление прямого авиасообщения с Южной Кореей, Монголией и Саудовской Аравией. О запуске самолетов в ЮАР, Алжир, Эфиопию, Мьянму и Тунис также велись разговоры, ведь прошлый год наглядно продемонстрировал: мир не ограничивается одной Европой. В этом же году ожидают еще больший рост количества поездок российских туристов за границу, нежели чем в 2022-м.